Монастыри Псковщины

 

 

 

 

Экскурсия в Мирожский монастырь (Псков, 1 час)
Спасо-Преображенский Мирожский мужской монастырь - выдающийся памятник православной средневековой культуры Пскова и один из символов древнего и современного города. Монастырь славится уникальной фресковой росписью домонгольских времен . Его Спасо-Преображенский Собор – памятник истории, архитектуры и монументальной живописи XII века, был построен по заказу новгородского архиепископа Нифонта и расписан приезжей греческой артелью. Эта древняя иноческая обитель была первой в древнем городе и воздвигнута была в живописнейшем уголке Пскова-града, на полуострове при впадении реки Мирожи в Великую. Мирожский монастырь был одним из культурных и летописных центров Пскова. Здесь в XIII веке был сделан список “Слова о полку Игореве”. По благословению митрополита, в 1997 года в обители была открыта иконописная школа. Сейчас в иконописных мастерских ведут реставрацию икон, исполняют иконописные заказы, совершенствуясь в этом высоко духовном творчестве и возрождая древние секреты иконописи. Здесь царит дух созидания - молитва, терпение и труд.


Экскурсия в Снетогорский монастырь (Псков, 1, 5-2 часа)
Снетогорский монастырь был построен в пяти километрах от центра Пскова вниз по течению реки Великой на живописной Снятной горе от слова снеть-снеток — маленькая рыбка, которой так славится Псков. Расположенная на западных подступах к Пскову обитель была разрушена немецкими рыцарями в 1299 году (первое упоминание в летописи). Но снова выросли монастырские укрепления, а внутри них поднялся собор Рождества Богородицы (1311г). Двумя годами позже Рождественский собор был расписан фресками (1313г ), которые составляют гордость не только обители, но и всей художественной школы древнего Пскова. В данный момент фрески находятся на реставрации. Позднее сооружаются трапезные палаты и церковь Николы при них(1519г), а также грандиозная церковь Вознесения под Колоколы (первая четверть 16 в). Монастырь пережил вражеские нашествия польских войск Стефана Батория и шведской интервенции Густава Адольфа, крупные пожары и разорения. Здесь останавливалась византийская царевна Софья Палеолог. Сюда приезжал поэт А.С.Пушкин. В 20–30-е годы XX столетия, с приходом советской власти, архиерейский дом был закрыт, разрушен Снетогорский столп - церковь Вознесения, здания приспособили под дом отдыха, а позднее в детский санаторий. В годы немецко-фашистской оккупации здесь размещался главный штаб немецких войск. С 1993 года после возвращения Псковской Епархии обитель возродилась как Рождества Богородицы Снетогорский женский монастырь.



Экскурсия в Крыпецкий монастырь ( 23 км от Пскова, 4-5 часов)
Основатель обители — Савва, получив благословение на пустынножительство, поселился в урочище под названием Крыпцы, находившемся в непроходимом месте среди болот, зверья и комарья. Поставил себе малую хижину и там жил в посте и молитве. Вскоре к нему стали стекаться на жительство ученики. В 1487 году был официально основан мужской монастырь "на вече". Первый храм монастыря был деревянным. Ныне существующий каменный собор построен в 1557 году. Из стен Крыпецкого монастыря вышел ряд замечательных подвижников благочестия Русской земли. В их числе крупнейший государственный деятель и реформатор Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащокин, один из просвещенных архипастырей XIX века - митрополит Евгений (Болховитинов), а также блаженный монах Корнилий, обладавший даром пророчества. В 1900 г . за 17 лет до свержения дома Романовых Корнилий сказал: "Не будет у нас царя! Сменят его, как плохого хозяина." Корнилий пророчествовал также и о закрытии монастыря и о том, что его вновь восстановят и будет он красивым и значительным. В 1990 г . Иоанно-Богословский Крыпецкий монастырь передан Русской Православной Церкви. В 1995 г . началось ощутимое возрождение обители, снова затеплились молитва и духовная жизнь. В настоящее время в монастыре братии около 25 человек.



Экскурсия в Спасо-Елеазоровский монастырь (27 км от Пскова, 2-2,5 часа)
Спасо-Елеазаровский монастырь расположен на дороге в Гдов. Основан в 1447 г . Ефросином Псковским, в миру Елеазаром. Преподобный Ефросин пешком ходил в Константинополь. В Византии он получил благословение на создание обители, а также на передачу великой Святыни — списка иконы Цареградской Божьей Матери. В месте, где произошла встреча братии с этой иконой забил источник. Он называется Пречистенский ключик. Здесь устроена купель и во время экскурсии будет возможность окунуться. В монастыре сохранился храм во имя трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. С юга к собору примыкает придел Рождества Богородицы. Собор Спасо-Елеазаровского монастыря высок и наряден. В начале XVI века в монастыре жил старец Филофей — мудрец и книжник. Именно ему принадлежит знаменитая формула — «Москва — третий Рим». Бывшая мужская обитель ныне воссоздается, как женская.


Экскурсия в Никандрову пустынь ( 65 км от Пскова, 6-7 часов)
Благовещенская Никандрова пустынь расположена на р. Демьянке. Она была основана в 1585 г . как мужской монастырь. В конце XIX в. монастырь был богатым и процветающим. Своей популярностью Никандрова пустынь обязана памяти преподобного Никандра считавшегося чудотворцем, целителем и прорицателем, а также наличию на монастырской территории особых природных объектов, издавна почитавшихся на Руси святых источников, камней необычной формы и могучего дуба. После революции 1917 г . пустынь разделила участь большинства монастырей России. Все монастырские ценности бы вывезены в начале 20-х годов XX в. в Псков и в Петроград. После Второй Мировой войны монастырь совсем исчез. Сейчас монастырская жизнь возобновляется, восстанавливаются два храма в честь иконы Божией Матери «Взыскание Погибших» и Святых Царственных мучеников. В глухом лесу можно увидеть древние каменные кресты над могилами иноков. Существуют четыре чудотворных источника, к которым постоянно приходят паломники. Их целительная сила, по поверью, снимает болезни суставов и излечивает язвы. Они представляют собой четыре водоема разного размера, заключенные в деревянные срубы. Источник «гробница», около которого в XVIII в. стояла часовня с деревянной ракой, наполнен красивой голубоватого цвета водой, обогащенной родоном. Два источника, посвященные первоапостолам Петру и Павлу располагаются в 500 м от первого. Рядом с ними находится камень «божий следок». Дальний или желтый источник, находящийся за монастырским кладбищем, теперь уже полностью разрушенный, представляет собой пруд с водой, резко пахнущей сероводородом, покрытый желтой пеной. Святость месту придает также густой еловый лес. Говорят, что человек в нем чувствует себя легко, радостно, хорошо, спокойно, когда входишь в лес, прибывают силы. Экскурсия предполагает длительную пешую прогулку.

 



 
     
 
 

Разработка и поддержка:
webstylegroup.ru